Возраст, в котором у ребенка возникает желание общаться с другими малышами его возраста или старше, строго индивидуален. Но обычно происходит это до детского сада, в 1 – 3 года. Именно в этот период он начинает чувствовать себя индивидом, этому ощущению сопутствует потребность в самостоятельности и собственности. Малыш привязывается к вещам и получает удовольствие от владения ими.
Получается, с одной стороны, желая дружить, малыш должен делиться с другими своими игрушками, конфетами или карандашами. С другой, ему горестно от мысли о том, что придется расстаться со своей дорогой сердцу собственностью. Происходит внутренний конфликт, с которым малышу справиться достаточно сложно. Поэтому ни в коем случае нельзя требовать от трехлетки безропотно, по первой же просьбе отдать кому-то свою вещь, только чтобы быть «щедрым и хорошим». И тем более, никогда нельзя ругать малыша за отказ делиться, мнимую «жадность».
Предел щедрости…
Воспитывая у малыша 2 – 6 лет умение делиться, родители должны быть максимально деликатными, дабы не переступить грань между щедростью и слабохарактерностью. В первом случае малышу навеивается понимание того, что отдавать – это хорошо, и он будет делать это от чистого сердца. Во втором же, кроха под давлением старших отдаст все, что имеет, лишь бы не получить порицание окружающих.
От чистого сердца, или учим делиться…
Ребенок-дошкольник в очень редких случаях поделится бескорыстно, по собственному желанию. Чаще всего он сделает это при возможности получить выгоду для себя (ему в обмен дадут чужую, интересующую его игрушку, уступят качели, угостят яблоком, прочее), или потому, что его попросят взрослые. Поэтому родители должны ненавязчиво учить детей раннего возраста щедрости, используя при этом собственный пример, убеждение, игру, похвалу и другие методы.